Что там ни говори, а пять лет гласности дали нам немало. Пять лет назад за это могли дать куда больше. Но это так, к слову. К слову о проблемах в нашей памяти, которые в масштабах страны постепенно восполняются. Ну, а что творилось в эти беспамятные, звучащие бравурными маршами годы на твоей «малой» родине, месте, где ты родился и вырос? Можешь похвастать такими знаниями? Мы тоже… Вот поэтому в июне-июле нынешнего года груп­па студентов историческою факультета НГПИ и отправилась в экспедицию по Новосибирской области.

Отправляясь в Пихтовку, мы уже знали, что долгое время этот бывший райцентр являлся местом ссылки сначала «кулаков.», а затем и интеллигенции, причем о последних было известно больше благодаря ряду публикаций В. Григорчука в «Советской Сибири». Но предположить, что попадем в царство ссыльных, мы не могли. Буквально все, с кем мы разго­варивали, были либо ссыльными, либо их потомками. Понимающе кивая, мы уточняли: «Как кулаки?» - и получали в ответ с чуть горькой иронией; «Как дураки!».

Мы никогда, вероятно, не коснулись бы этой темы в своих поисках, если бы не неясные слухи о «Дороге смерти», на которой погибло много народа. Но где она, кто ее строил, - на этот счет существовало много самых противоречивых сведений: одни называли 25-й прогал на трассе, другие - заросшую узкоколейку, ведущую в Рямовое. И лишь с помощью участкового инспектора старшего лейтенанта Саши Тарана (симпатичного и умнющего парня, настоящего крепкого русского мужика, каких мало осталось .в современной деревне), знающего историю своего села лучше местных школы и библиотеки, вместе взятых, мы встретились с выжившими участниками той, уже почти 60-летней давности, трагедии.

«В июне 1931 года построили нас, сосланных во Вдовино, переписали и всех мужиков, ну и баб, которые подходящие, отправили дорогу строить. Бакчарский тракт она называлась. Нам сказали, что строить будете до Галки (река в Томской области), а оттуда тоже, мол, строят. Зачем, не сказали. Сначала прорубали просеку, потом набрасывали землю, а поверх, в несколько рядов, укладывали бревна. Вода по колено, комарье. Хлеба давали 400 граммов на сутки. Люди умирали бессчетно. Это издевательство было. Никто там не жил. На черта она нужна была? Людей только положили. Даже те, кто вернулся, и те умирали - поел досыта и готово. Охраняла нас там милиция, пять человек: Кудашов, Батурин, других уже не помню, и комендант Половников. Милиция на дорогах стояла, бежавших ловили. Некоторых привязывали после к соснам нагишом. Приказывал Половников, и вязали. Пауты, комары - не отмахнуться. Человек после этого умирал. Которые бабы, рожали, так их тоже на работу через две недели гоняли. А которому занеможется, его заставят, а как умрет, так говорят - копай и закопай его. Как скотину. Построили дорогу на 45 километров. Ну тут много народу протянуло ножки. Нас было 300—400, а сколько вернулось, не знаю, но очень мало». Савинов И. И., 1902 года рождения, село Пономаревка.

«Сослали на Шегарку, а отца с матерью отправили на Боярку. Меня с женой погнали на тракт. Жена, Анна Игнатовна, там родила. Ребенок умер через три дня. Из начальства там были, помню, Половников и Семендяй. Милицейский конвой, человек шесть. А нас, наверное, человек 200. Работали день и ночь. Если не выполнишь норму - привязывали к деревьям. Бревна рубили, и по двое тащили на спине. Из всех вернулось только 20 человек. Половников по трак­ту ходил с наганом. Я один раз на работу не вышел - ослабел и прятался в кустах, так меня только чудо спасло, что он меня не заметил - застрелил бы». Егошкин С. Е., 1907 года рождения, село Пономаревка.

Лишь двое строителей тракта сегодня мирно доживают свой век. Остальные сгинули навеки. За что?

Мы побывали на тракте. Все тот же Саша Таран помог нам с вездеходом (иначе туда попасть нельзя - тракт, это сплошное болото, пред­вестье Васюганья). Остатки гнилого дерева и просека шириной метров в пять, заболоченная вязким илом с многочисленными следами лосей и медведей - вот что сегодня Бакчарский тракт. Мы не смогли проехать даль­ше - не пустила трясина, но узнали, что голое болото идет на добрый десяток километров, куда бревна для тракта носили на спине из ближай­шего леса. Сколько не вглядывались в обочины, но так и не увидели ни одного креста, наверное, сгнили - по рассказам, первые километры еще хватало сил хоронить по-христиански. Это потом уже оставляли там, где упал…

«Местным органам Советской власти в районах сплошной коллективизации предоставлялось право выселять кулаков в районы, отдален­ные от их постоянного жительства, с конфискацией у них всех средств производства и передачей их в собственность колхозам. Эти меры по отношению к кулачеству были единственно правильными. Они отвечали интересам построения социализма в СССР, обеспечивали успех колхозного движения, укрепление колхозов». (История КПСС, М. 1973, под ред. Пономарева, с. 401. Пользуясь этим учебником, моя соседка, студентка НГПИ, благополучно в этом году сдала выпускные госы на «отлично»). Ну, а что крылось на деле за единственно правильными мерами»?

«Конвой был на лошадях. В дороге у многих началась куриная слепота. Рубили лесину, и один зрячий вел остальных. Жена моя, Анна Николаевна, родила в дороге на поляне. Ребенок умер». Авдеев И. А. поселок Восход, сослан в 1933 году.

«Траву ели. Мать разжует во рту и ребенку даст. А что ему с той травы? Умирал». Ханцева М. И. поселок Пихтовка, сослана в 1932 году.

«Даже сейчас люди боятся туда ходить - столько народу там лежит», Сваровская К. И., поселок Пихтовка, сослана в 1930 году.

«Уже после ходили за клюквой - находили кости человеческие». Кочкин В. И., поселок Пихтовка, сослан в 1933 году.

Народная мудрость гласит: скупой платит дважды. А сколько платит лживый? Подорванная ныне вера народа - не последний рычаг, вставленный в колеса нашей буксующей экономики. И корни безрадостной жизни современной деревни именно там, в далеких 20—30-х годах, когда под корень были вырублены лучшие хозяева земли русской.

 

Дорога в никуда [Текст] / Ш. Корякин [и др.] // Трудовая правда. – 1989. – 14 декабря.

 

На главную